Михаил Монастырев
Двойничество Катье
В «Радуге тяготения» каждый персонаж в большей или меньшей степени является отражением второго, третьего, четвертого, двадцатого и так практически до бесконечности. В одной крайности эти отражения таковы, что персонажи сливаются в один, и разгадать их двойничество не так-то просто: капитан Бликеро, лейтенант Вайссман и майор Вайссман выглядят как одно лицо, но так ли оно на самом деле? В крайности другой – небольшое совпадение представляется простой случайностью – ну прячет и Апереткин, и Стрелман свои сигареты во внутреннем кармане халата, а что еще между ними общего?
Рассмотрим на примере Катье Боргесиус, как Пинчон множит двойников.
Первый и самый очевидный двойник – это Готтфрид. Катье видит в нем собственное отражение, Бликеро называет его «дубль-генгером» и братом Катье, имея в виду игру в «Гензель и Гретель». При этом: «- Быть может, - говорит он, - я обрежу тебе волосы. – Улыбается Готтфриду. – Быть может, его заставлю отрастить». Сексуальные роли в сказочной игре переворачиваются: Готтфрид становится девочкой, а Катье всего лишь наблюдает за их совокуплением.
Готтфрид, в свою очередь, - это северный двойник южного любовника Бликеро, гереро Энциана. Он – «странная противоположность африканцу – цветной негатив, желтый и голубой… Зеркальная метафизика». Отражаясь в Готтфриде, Катье отражается и в Энциане. Их встреча в IV-4 подчеркивает это двойничество: они одновременно – и бывшие любовники Бликеро, и опустошенные им (или его идеалами) люди, с той разницей, что Катье обрела свободу, а Энциан утратил человечность.
Готтфрид похож на Катье как брат, но у Катье есть и родной брат Луи, который в 18 лет ушел из дома и вступил в бельгийскую фашистскую партию. Как и Готтфрид с Энцианом, он является гомосексуалистом, и со своим любовником Филиппом образует прекрасную королевскую пару Луи-Филипп (отражающуюся в аргентинских анархистах Лус и Фелипе).
Когда в IV части Катье приходит к своему двойнику Энциану, она узнает, что в Шварцкоммандо ее почитают как воплощение Белой женщины, изображенной на скалах пустыни Калахари. Это гереро-германское мифическое существо пугало не только Ленитропа – Готтфриду во снах приходила «очень бледная женщина… знаменитость, которую все узнают с первого раза», в которой угадывается актриса Грета Эрдман в образе Шхины, топившая в темном пруду Дур-Кармы белокурых (как Готтфрид и Филипп) мальчиков. Эрдман, как и Катье – это инкарнация Белой женщины, и посредством этой общности она также обращается в двойника. Под руку с Танатцем она идет к Бликеро в Пустошь, как те же Гретель и Гензель, и сам Бликеро по ошибке или нет называет Грету Катье. Через Грету лежит путь к еще одному белокурому двойнику - Бьянке Эрдман, а через нее – и ко всем девочкам, яростно зачатым после просмотра «Alpdrücken», как была зачата Ильзе Пёклер.
Но и это еще не все. Катье Боргесиус – это второй из двух персонажей «Радуги», предки которых фигурируют на страницах романа; первый – это, разумеется, Эния Ленитроп. И вот интересная штука: и Уильям Ленитроп, и Франс ван дер Нарез отправляются морем из своего родного края, один в Северную Америку, другой – на Маврикий, чтобы разводить свиней. У обоих затея не выгорает, и оба возвращаются обратно (один – бросив семена в новую почву, второй – нет). Совпадения на этом не заканчиваются. Пинчон очень подробно описывает наряды Катье, от «старого платья, черный муар, ниже колена, на размер больше, убогонькое», в котором она уходит от Бликеро, до «просто белого платья, теннисного, еще довоенных лет», в котором она на велосипеде приезжает в Шварцкоммандо (обратите внимание на черно-белое сочетание цветов, не оставляющее девушку на протяжении всей книги). Среди них - свободное шелковое платье цвета какао; длинное и обтягивающее платье рельефного бархата, винного цвета; черное бомбазиновое платье до колен; длинное платье Медичи из бархата цвета морской волны; белая ротонда, в блестках, с подкладными плечами, зазубренные перья страуса у выреза шеи и запястий. Одежда других персонажей не удостаивается столь значительного авуторского внимания, кроме нарядов Энии Ленитропа. Причем, определенная одежда Ленитропа всегда соответствует одному из его меняющихся образов: ультрамодный подаренный Свиристелем Блоджетом костюм зут – это оболочка английского корреспондента Ника Шлакобери, шлем викинга с отломанными рогами, сапоги и плащ – личина Ракетмена, строгий черный смокинг – униформа немецкого актера Макса Шлепциха и т.д. У Катье нет столь строго соответствия, однако этот персонаж меняется так же часто, как и Ленитроп. Она – то член НСД, сдавшая гестапо три «криптоеврейские» семьи, то голландская подпольщица, то «случайная» жертва осьминога, то Домина Ноктурна, то Гретель/Гензель и, неминуемо, предательница, попадающая наряду с Апереткиным в комфортный пинчоновский ад. Как и Ленитроп, она распалась, только, в отличие от него, не внешне, а внутренне, и не в конце романа, а в самом его начале (будучи только вывезенной Апереткиным из Голландии «в себе самой… она – разложение и прах, ей место в Печи…»).
Связь с Апереткиным – это мостик к еще нескольким двойничествам – к его возлюбленной Скорпии Мохлун, а через нее – к ее более юному воплощению, возлюбленной Роджера Мехико Джессике Одетт.