Тория Левина
Я Киборг, но это нормально или как Томас Пинчон нацепил протезы и стал праотцом киберпанка
По счастливому совпадению с первой «исторической» главой романа «V.», один из самых первых протезов был найден в Египте; его возраст по оценкам разных исследователей составляет примерно 3000 лет. Протез представляет собой искусственный палец из дерева на мумии египетской дочери священника в женском захоронении некрополя Шейх-Абд эль-Курна.
Ссылка на источник фото
В средние века рыцари, потерявшие конечности в бою, использовали железные протезы, чтобы продолжить сражаться или просто стоять на ногах.
Гётц фон Берлихинген (он же Гётц с Железной Рукой), был рыцарем, получившим известность не только благодаря своим военным подвигам и вульгарному выражению «Er kann mich am Arsch lecken» (также известному как Швабский салют, который приписал рыцарю Иоганн Вольфганг фон Гете в его «Драматизированной истории»), но и из-за уникального протеза – железной руки. Гётц потерял свою правую руку в 1504 году во время осады замка Ландсхут в Баварии. Железный протез Гётца был удивительно функциональным для своего времени. Он имел петли и пружины, которые позволяли Гётцу двигать пальцами и даже захватывать предметы.
Ссылка на источник фото
Ренессанс принес инновации благодаря работам таких людей, как Амбруаз Паре, который не только улучшил дизайн протезов, но и ввел новые методы ампутации, способствующие лучшему приживлению протезов.
Амбруаза Паре, жившего в XVI веке во Франции, часто называют отцом современного протезирования. Паре разработал целую серию искусственных рук и ног, которые значительно улучшили жизнь людей, потерявших конечности.
Ссылка на видео-лекцию о знаменитом хирурге.
Источник
Под влиянием работ Паре в 2018 году вышла книга “Transmedia Creatures: Frankenstein’s Afterlives”. Своим появлением этот труд отметил двухсотлетний юбилей романа Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей”. Научные cтатьи, собранные в книге, исследуют масштаб влияния, которое история о монстре, созданном из мёртвых тел и оживленного при помощи электричества, оказала на развитие науки и искусства. Эта книга – одна из первых попыток осмыслить, является ли живым и самостоятельным то, что создано из отдельных частей живого и неживого, органического и неорганического.
Казалось бы, при чем здесь Франкенштейн? Но ведь роман Шелли повествует о существе, которое было создано из частей мертвых тел и оживлено при помощи электрического тока. Это книга – одна из первых попыток осмыслить, является ли живым и самостоятельным то, что создано из отдельных частей живого и неживого, органического и неорганического.
Следующей значимой фигурой считается Джеймс Джиллингем – гений протезов XIX века, который начинал карьеру как сапожник, а потом ошеломил медицинский мир. Джиллингем разработал множество инновационных протезов, включая протезы для рук и ног, которые отличались высокой функциональностью и удобством использования. Он уделял большое внимание деталям и стремился сделать протезы максимально схожими с естественными конечностями. Он был одним из первых, кто фотографировал свои работы.
Кто знает, может именно эти знаменитые снимки красивой девушки вдохновили Пинчона на создание образа Дурного Пастыря:
«Глядите, глядите», – раздались крики от ног женщины. Они подняли один черный башмак повыше. Тот был высок, носить такие невозможно. Изнутри башмак представлял собой точный слепок женской туфли на высоком каблуке. Одну такую, тускло-золотую, я теперь заметил – она высовывалась из-под черного одеянья. Девчонки возбужденно зашептались, какие туфли красивые. Одна принялась расстегивать пряжку <…> Вознеслась одна туфля вместе со стопой – искусственной ногой, – они выскользнули вместе единым целым, кулак-и-паз.
«Она разбирается».
Женщина, похоже, не заметила. Быть может, уже ничего не чувствовала. Но они поднесли ноги ей к лицу, показать, и я увидел как из наружных углов ее глаз выкатились две слезинки».
Источник
Наследие Джеймса Джиллингема продолжает вдохновлять специалистов в области протезирования. Его подход к созданию индивидуализированных, функциональных и эстетически приятных протезов лег в основу современных методик в этой области.
Протезирование оказало глубокое влияние на культуру киберпанка, жанр научной фантастики, который начал активно развиваться в 1980-х годах и одним из «отцов» которого считается Томас Пинчон. Киберпанк часто изображает будущее, где технологии интегрированы в тело человека, создавая смешанные формы человеческого существования, стирающие границы между биологией и техникой. В киберпанковых литературе и кино протезы часто используются для исследования изменений в идентичности и человечности.
Хотя «V.» в строгом смысле не является киберпанком, его обращение к темам протезирования и технологического/хирургического вмешательства в человеческое тело и общество предвосхищает некоторые из ключевых тем этого жанра.
Протезы исторически связаны с автоматонами через их развитие и функции, и те, и другие представляют собой элементы технологии, направленные на имитацию или замену человеческих функций и возможностей. Прямые упоминания автоматонов и намеки на таковых прозвучат в главном романе Пинчона «Радуга тяготения».
См. примечание к Радуге тяготения
Заводной монах, созданный в XVI веке, является одним из самых интригующих и загадочных автоматонов раннего периода. Это устройство было создано Джианелло дела Торре по заказу короля Испании Филиппа II в 1560 году. Фигурка монаха исполняла ритуал для молитвы Mea culpа. Прототипом фигурки служил Диего из Алькалы – католический святой.
Смотреть молитву монаха https://www.youtube.com/
«– Но ты ж никогда не играла с заводной куклой? – упорствовал мужчина, голос приглушен дверью. – Кукла все делает в совершенстве, из-за механизма внутри. Ходит, поет, прыгает через скакалку. Настоящие маленькие мальчики и девочки, знаешь, плачут: капризничают, не слушаются – Руки его лежали совершенно спокойно, длинные и истощенно-нервные, по одной на каждом колене.»
Давид Рентген, немецкий мастер по изготовлению мебели и механических устройств, живший в конце XVIII— начале XIX вв., был также известен своими выдающимися автоматонами. Одно из самых знаменитых его творений — это автоматон в виде королевы Марии-Антуанетты. Он представлял собой женскую фигуру, играющей на музыкальном инструменте, напоминающем клавесин. Механизм автоматона позволял фигуре имитировать игру на клавишах с реалистичными движениями рук и головы и возникала иллюзия подлинного музыкального исполнения.
Источник
Смотреть видео.
«– …у вас с собой?
– Я сам она, – улыбнулся Бонго-Штырбери. И отвернул рукав пиджака снять запонку. Закатал манжету рубашки и сунул руку девочке голой внутренней стороной. Блестящий и черный, вшитый в плоть, там был миниатюрный электрический переключатель. Однополюсный, двухпозиционный. Вальдетар отшатнулся, моргая. Тонкие серебряные проводки бежали от контактов выше по руке, исчезая под рукавом.»
Автоматоны воплощают давний интерес человечества к созданию механизмов, способных имитировать живые существа или человеческие действия. Этот интерес превратился в центральную тему киберпанка: размышления о том, что делает нас человеком и что способно преобразить наше человеческое в нечто иное, как технологии изменяют наше понимание идентичности.
Протезирование и механизирование в «V.» Томаса Пинчона – не просто сюжетный ход, но и глубокий символ, позволивший погрузиться в вопросы человеческой сущности, технологического прогресса и социальных изменений. Многие из самых человеческих и искренних чувств, отображенных в романе, сосредотачиваются вокруг персонажей и их взаимодействия с механизмами. Это не случайно, так как сами персонажи иногда превращаются в механизмы. Многочисленные проявления человеческих и искренних чувств у персонажей романа, а также их тесное взаимодействие с механизмами, не случайны. Это следствие борьбы, а иногда и диалога, между Одушевленным и Неодушевленным.