Как перестать беспокоиться и начать читать роман

Что необычного в первом романе Томаса Пинчона

V., полулежа на пуфе, созерцает Мелани на кровати; Мелани разглядывает себя в зеркале, а ее зеркальное отражение, должно быть, время от времени бросает взгляды на V. Ни малейшего движения, минимум трения. И вместе с тем решение древнего парадокса любви: одновременное достижение полной независимости и слияния. Принципы доминирования и подчинения здесь не действовали: участие трех сторон было единственным взаимоприемлемым симбиозом.


В этой статье я хотел бы немного рассказать про дебютный роман Томаса Пинчона, лаконично и очень интригующе названный одной буквой «V.» — по имени таинственного персонажа, вокруг которого вращается одна из основных сюжетных линий.

Роман повествует об отставном моряке Бенни Профане, его хаотичных странствиях по Америке и попытках определить свое место в этом мире. В какой-то момент он оказывается вхож в нью-йоркскую богемную тусовку, где знакомится с Хербертом Шаблоном, одержимым поисками загадочной женщины, известной только, как V. Она якобы была так или иначе причастна ко всем ключевым историческим событиям ХХ века, а также, возможно, замешана в смерти его отца.

Как видно из цитаты выше, Пинчон очень любит обыгрывать в своих произведениях тему тройного взаимодействия. Так, и его первый роман держится на спинах трех аллигаторов.

В начале перед читателем сквозь — порой истерически смешную, порой меланхолично-грустную — сюжетную линию Профана предстает населенный самыми фееричными персонажами мир Улицы: мир харизматичных маргиналов, граничащих с беззаконием развлекательных мероприятий, и самых диковинных увеселительных заведений. Само собой, бытование отставного моряка — это непосредственный опыт самого автора, вдруг решившего разбавить университетские годы службой на флоте; опыт, к тому же, рассказанный по совсем свежим следам (в простонародье - с минимальным Δt). 

Рефлексируя как собственное путешествие, так и аналогичные переживания многих своих современников, например, Керуака или Фариньи, Пинчон изображает возвращение еще одного Одиссея, где описанный «уровень Улицы» оказывается не какой-то вещью в себе, а вектором, ведущим нашего героя назад к его истокам, а сюжет — вперед в заданном демиургом направлении. На другом конце его ждет Цельная Больная Шайка: многократно усиливающая набор и без того разношерстных персонажей срезом творческой богемы и ее ближнего круга. Посмотрите направо - здесь вы можете наблюдать портрет американских пятидесятых.

Похождения Профана предстают чередой причудливых встреч, нескончаемых вечеринок и происшествий, граничащих с буффонадой, но среди странно-идейных пластических хирургов, отчаянно влюбленных в свои автомобили героинь и самых выдающихся художников датских ватрушек в мире затесался человек по имени Херберт Шаблон.

Его изыскания — дело совсем иного толка. Флэшбеки из собранных Шаблоном обрывочных данных охватывают период с последних лет девятнадцатого века до Второй мировой войны. Взгляните налево: тут у нас невероятно увлекательная и запутанная сюжетная часть романа. Приключения! Шпионаж! Погони и похищения произведений искусства! Прилежно выписанные, стремительно сменяющие друг друга географические локации — от Египта до Мальты, и даже одной полумифической(?) страны! Переодевания и политические интриги! Скачки во времени! Дань уважения всем «низким» жанрам, которые автор горячо любил в молодости, выполненная, как безупречный их образчик — в общем, конспирологический триллер в своей лучшей форме. Но не только.

Это одновременно и самая «постмодернистская» часть. Особенность вставок из прошлого состоит в том, что у Пинчона это не просто события, важные для сюжета, но и повод поговорить об устройстве как этого конкретного романа, так и вообще всей художественной литературы (то есть попытка вывести свое произведение на уровень метапрозы), а также затронуть тему недостоверности, эфемерности самой природы историй и Истории. Утонченный комментарий о функциональности персонажей в сюжете и о том, как пишется нарратив исторической памяти. Покрывающее Исиду лоскутное полотно, в котором искателю «истины», а вместе с ним и читателю, приходится не просто познавать события прошлого, но проживать их самому, додумывая и достраивая общую картину из обрывков дневников и полутонов закатов над объектами мирового культурного наследия.

Как легко догадаться, линии Профана и Шаблона, в конечном счете, сойдутся воедино, как две пересекающихся прямых той самой буквы V.

Если же мы заговорили об историзме, за всем лоском сатиры, приключений и прочих околофилософских развлечений, будто удар под дых, Пинчон решает спрятать просветительское, гуманитарное высказывание и изложить (со всем присущим ему талантом, в не всегда приятных подробностях), почти не отраженную в литературе историю случившегося в начале двадцатого века подавления немецкими войсками восстания коренного африканского народа гереро. В некотором смысле, эти всеми забытые ужасающие события стали первым геноцидом современности. И да, по всем признакам выходит, что Томас Пинчон в 1963-м году, рассматривая действия фон Троты и его последователей, по сути как репетицию того, что предстоит в скором времени пережить всей Европе, написал настоящий, как принято сейчас говорить, «антиколониальный» роман.

Напоследок, еще два интересных факта. В этой (как, впрочем, и в большинстве других) книге Пинчона, помимо прочего, порой без особого предупреждения, можно встретить довольно сюрреалистичные сцены. Наверное неспроста в качестве обложки первого издания автор хотел видеть картину Джорджо де Кирико «Загадка Часа».

Кроме того, стоит держать в уме, что «V.», во всем совершенстве своих бесшовно скроенных разнообразных тем и многоуровневых смысловых напластований, это не только пинчоновский дебют. Она была опубликована, когда автор находился в чрезвычайно юном по писательским меркам возрасте - ему было всего лишь двадцать шесть лет! 

По всем правилам и законам статистики, произведение такого калибра и глубины крайне редко проходит даже по одному из этих двух критериев, не говоря уже про оба сразу. И тем не менее — вот он, этот текст, перед нами, и каждый желающий может его прочитать. «V.» оказалась историческим памятником просто по факту самого своего существования. А Томас Пинчон обеспечил себе место в учебниках литературы, даже если бы больше вообще ничего никогда не написал. Но не тут то было

Автор статьи:
Станислав Распеченко

Сайт содержит информацию, которая не рекомендована лицам, не достигшим совершеннолетия. Для входа на сайт подтвердите свой возраст.

Незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов причиняет вред здоровью, их незаконный оборот запрещен и влечет установленную законодательством ответственность.